Школьники младших классов.
В начальной школе детям (с 1 по 4 класс) следует рассказать о самых простых правилах противопожарной безопасности и мерах предосторожности. В качестве тем для беседы со школьниками можно выделить:
- Что такое огонь, какую роль он играет в жизни людей, и вред, который может нанести неуправляемое возгорание;
- Почему недопустимо играть со спичками и опасные последствия таких игр;
- Меры обеспечения безопасности при пользовании газовыми плитами и электроприборами;
- Причины возгораний и предупреждение пожароопасных ситуаций;
- Основные средства тушения возгораний;
- Работа службы противопожарной охраны;
Работая с детьми, следует учитывая возрастные особенности их поведения и восприятие окружающего мира. Большинство учеников младших классов активны и впечатлительны. Дети довольно быстро утомляются и часто теряют свое внимание. По этим причинам обучающий процесс рекомендуется проводить в игровой форме.
Можно использовать и другие методы обучения, такие как:
Показ видео и мультипликационных фильмов.
Проведение тематических бесед.
Знакомство с обучающей детской литературой (сказки, рассказы, стихи, загадки).
Проведение конкурсов и викторин на противопожарную тему.
Организация внеклассных занятий (экскурсии в подразделения пожарной охраны и посещение различных выставок).
Практические занятия с детьми (создание специфической обстановки, отработка действий по обеспечению своей безопасности при появлении дыма или огня, эвакуация детей из помещений школы).
После прохождения обучения, ученики младших классов должны понять, что из себя представляет огонь, какую опасность представляет пожар и какие последствия несет. Дети обязаны знать почему и как происходят пожары, какие природные явления могут стать причиной возникновения огня, какие приборы и предметы могут представлять опасность, а также правила обращения с ними. Школьники должны изучить самые основные противопожарные правила, знать и уметь себя вести в случае опасности задымления или неконтролируемого процесса горения, как проводится эвакуация из здания школы. Каждый ученик должен научиться вызывать службу пожарной охраны по мобильному или городскому телефону: правильно назвать адрес происшествия, свою фамилию и имя.
Школьники средних классов.
Для учеников школы средних классов (с 5 по 9) необходимо провести ряд занятий по изучению правил противопожарной безопасности, поведению в случае внезапных опасных ситуаций и способах их предотвращения, в частности:
- Ознакомление с наиболее важными правилами противопожарной безопасности.
- Аккуратное обращение с огнем, огнеопасными и взрывчатыми веществами.
- Безопасная эксплуатация электроприборов, газового оборудования.
- Методы предотвращения возгорания в жилых помещениях, учебных заведениях, общественных местах, на природе.
- Необходимые действия для гарантии защиты своей жизни и жизни учащихся младших классов при возникновении пожароопасной ситуации.
- Отработка эвакуационных действий при внезапном задымлении или пожаре в классе или здании школы
- Правильное и безопасное эксплуатирование разных типов первичных и подручных средств пожаротушения для борьбы с возгораниями.
Обязательно следует рассказать учащимся об осторожности при разведении костров в лесу и о пожарах, которые происходят из-за неосмотрительного обращения с огнем в лесу.
Помимо теоретических лекций и бесед по противопожарной безопасности, с учениками средних классов можно проводить викторины, конкурсы по противопожарной тематике, спортивные мероприятия, в которых ученики смогут принять активное участие. К окончанию обучения, ученик средних классов обязан:
- знать, что такое пожар, процесс горения.
- изучить основные огнеопасные, горючие вещества и материалы, а также причины возможных возгораний.
- ознакомиться с наиболее важными требованиями правил противопожарной безопасности.
- уметь правильно вести себя при образовании внезапного появления дыма, загорания или пожара.
- выучить алгоритм вызова пожарной бригады на место происшествия, знать как вызвать пожарную охрану.
- знать различные способы тушения огня как первичными, так и всевозможными средствами, находящимися под рукой.
- иметь представление о работе службы противопожарной охраны, пожарных.
- понимать меру ответственности и знать возможные последствия несоблюдения и нарушения правил противопожарной безопасности.
- при возникновении пожароопасной ситуации, суметь верно оценить обстановку и принять действия по обеспечению защиты своей жизни и жизни младших школьников.
- уметь безопасно для себя и окружающих применять средства тушения огня.
- выполнять главные условия правил пожарной безопасности.
Школьники старших классов школы.
С учениками старших классов (с 10 по 11) проводится завершающий этап изучения норм противопожарной безопасности. Школьники наиболее глубоко изучают степени безопасности при пожаре:
- применение разных видов огнетушителей, пожарного инвентаря, кранов пожарного водопровода.
- виды пожарно-технического вооружения.
- опасность при возгорании электросетей и электрооборудования.
- средства автоматического тушения огня, пожарно-охранные сигнализации.
- степень осторожности от получения ожогов, отравления угарным газом, удара электрическим током.
- умение оказать первую медицинской помощь людям, получившим ожоги или отравление продуктами горения, пострадавшим от удара электрическим током. — порядок действий при появлении дыма и огня.
- устранение паники и помощь младшим школьникам при проведении эвакуационных действий.
Проводить беседы и занятия по изучению правил пожарной безопасности в старших классах нужно с учетом профессионального ориентирования подростков. Необходимо подчеркнуть, что знания и следование этим правилам непременно пригодятся им и в дальнейшей взрослой жизнедеятельности: в квартире и офисе, на заводе и фабрике. Напомнить про обеспечивание собственной защиты, как на работе, так и на отдыхе. Ответственно подходить к вопросу безопасности других людей.
По окончании этапа изучения правил выпускники старших классов обязаны иметь нижеприведенный багаж знаний и умений:
- понимание причин происхождения, течения и гашения пожаров.
- твердо помнить основные свойства большинства горючих веществ и возможные причины их возгорания.
- ориентироваться в физических и химических свойствах процесса горения.
- знать огнеопасные свойства разных веществ и материалов.
- знать источники происхождения пожаров, способы по их предупреждению;
- разбираться в способах и методах тушения возгораний.
- разбираться и уметь пользоваться основными видами средств тушения возгорания.
- изучить правила проведения эвакуации. — иметь представление о работе пожарных.
- запомнить и не нарушать при пожаре правила безопасности.
- осознавать юридическую меру ответственности за невыполнение или нарушение правил.
- научиться правильно оценивать вероятный риск возникновения пожарных ситуаций в различных помещениях, на улице и при проведении огнеопасных работ.
- уметь быстро оценить ситуацию при различных пожароопасных обстоятельствах, принять надлежащие меры для локализации возгорания.
- обладать навыками пользования различными видами огнетушителей, пожарным инструментом и инвентарем, кранами пожарного водопровода, автоматическими и ручными системами пожаротушения.
- точно следовать указаниям и инструкциям пожарных при тушении возгорания и при необходимости оказывать им помощь.
- при необходимости оказать первую медицинскую помощь людям, получившим ожоги или отравление продуктами горения.
Очень важная роль на этапе обучения школьников отводится родителям. Они должны как можно чаще напоминать детям о мерах предосторожности с огнем, рассказывать им как надо действовать в опасных ситуациях для обеспечения собственной безопасности. Убирать из зоны видимости спички, зажигалки, следить за исправностью электроприборов и электропроводки. Не допускать контакта детей с опасными химическими и горючими веществами.